Проект ВЫБИРАЯ МАРШРУТ / DEFINING THE ROUTE
6. Глаза
/ The Eyes
Истина где-то рядом (The truth is out there)
Философия постмодерна в лице Ричарда Рорти утверждает, что из двух фраз: “The world is out there” и “The thuth is out there” — только первая справедлива. Первая говорит о том, что мир создан независимо от человека, в то время как вторая противоречит идее Рорти о том, что истина — это конструкт, создаваемый в языке человеком. Рорти считал, что фраза “The thuth is out there” не верна, так как истина — как конструкция в языке, осуществляемая человеком, — присутствует здесь. Но если вслед за агентом Малдером отказаться от антропоцентризма, то «истина о мире» окажется «где-то рядом» (out there). См. «Секретные файлы».
Истоки произведения
…кокетство, которое заставляет, как правило, обходить молчанием — и даже скрывать — истоки произведения. Мы боимся, что они заурядны: мы даже опасаемся, что они окажутся естественными. И хотя чрезвычайно редкостны авторы, осмеливающиеся рассказывать, как они построили свое произведение, я полагаю, что тех, кто отваживается это знать, немногим больше. Такой поиск начинается с тягостного забвения понятия славы и хвалебных эпитетов; он не терпит никакой идеи превосходства, никакой мании величия. (Поль Валери, «Введение в систему Леонардо да Винчи»)
Различие и повторение
Различия между товарными знаками становятся необходимыми в серийной продукции, и этим она отличается от массовой продукции. Действительно, различие — в нашей политэкономии товарных знаков — это как раз то, что мы потребляем. Эта логика различия и повторения стала «второй природой» нашего времени, хотя еще 35 лет назад это не было очевидно. И все же именно эта логика структурировала минимализм и поп-арт. В минимализме она проявляется в напряжении между различными специфическими объектами и повторяющимся серийным порядком, а в поп-арте — в производстве разных имиджей в процессе повторяемых процедур (например, в шелкографии). Эта серийная структура включает минимализм и поп-арт — как никакое другое искусство до этого — в систему нашего мира с ее серийностью объектов, образов, людей.
(Hal Foster, The Return of the Real: The Avant-Garde at the End of the Century, p. 66)