Проект ВЫБИРАЯ МАРШРУТ / DEFINING THE ROUTE
9. Забор
/ The Fence
Граница
Границы определяют центр. Они не пассивные параметры, но элементы, трансформирующие целое. Они не вместилище, а средство изменений. В физиологии кожа одновременно контролирует и вмещает органы тела. В политике государство определяет свою сущностную идентичность и цель в связи со своей территорией, очерченной его границами; определяет для Другого, исключенного границами; определяет для процедур допуска и изгнания, осуществляемых на границах; определяет для установления прав и обязанностей населения государства, очерченного и определенного границами. Именно на границе государство заявляет о своей власти: «Паспорт!» И именно на границе оно охраняет и защищает свое существование. Без границ не было бы ни инфекций, ни заражений, ни проникновений, так как не было бы разделения на внутреннее и внешнее, того же и другого, граждан и чужих. Не было бы «иностранных агентов» по причине отсутствия заграницы. Линия границы на карте в той же мере продуктивна и действенна, в какой она вызывает политические последствия: как, например, пост на границе или забор из колючей проволоки в природе. Она формирует национальное самовосприятие и чувство своей отделенности, отличия. Это может быть Берлинская стена или садовая ограда, разграничение отвечает необходимости человека разделять и классифицировать, оставаться верным своему и отгораживаться от чужого. В то же время мы признаем противоположный человеческий импульс, проявленный в желании торговать и взаимодействовать с соседями. Это взаимодействие не смогло бы быть таким захватывающим, таким опасным, таким богатым опытом, если бы границы были абсолютно непроницаемыми. Границы делают возможным обмен, но что еще важнее, они порождают симбиоз, смешение и гибридность. Различие потенциально новизной и инновациями. Без границ не существовало бы ни перемен, ни роста, ни истории. (Nick Baron, University of Nottingham, UK)
Дополненная реальность (Augmented reality)
1. По сути, речь идет о добавлении цифровых элементов к физической «реальности». Эта сфера развивается в сторону «умного» дополнения, где содержащие информацию цифровые элементы взаимодействуют друг с другом в реальном времени. Исходные условия оказываются под сильным воздействием, способным убрать из реальности некоторые ее элементы, такие как рекламу на щитах. Приложения теперь работают с гироскопами и другими элементами мобильных телефонов, а также и с более старой моделью шлема-дисплея, разработанного в конце 1960-х годов. Как и локативные медиа, дополненная реальность уходит от ограничений виртуальной реальности, где человек активно существует в цифровом/виртуальном пространстве и мало задействует физическое пространство. Идея дополненной реальности в настоящее время оказалась сильно коммерциализированной, однако более сложные ее приложения и конструкции продолжают постепенно появляться. Они переместят многие элементы компьютерной клавиатуры в реальное время геофизических взаимодействий и приведут к более сложному взаимодействию цифровых форм, элементов и данных с архитектурой, строительством и интерактивной деятельностью в физическом пространстве.
(Джереми Хайт)
2. Дополненная реальность работает самыми разными способами. Главной ее целью является наполнение нашего визуального поля определенным объемом цифровой информации, связанной с видимыми объектами и элементами. Если я прикрепляю видео к стулу, оно должно остаться прикрепленным к нему, даже если я двигаюсь или поворачиваюсь, и, если я приближаюсь к стулу, оно должно увеличиваться пропорционально тому, как увеличивается стул, и т.д.
Добавить цифровую информацию к физическим объектам и местам.
Дополненная реальность может «запускаться» несколькими способами.
Дополненная реальность, базирующаяся на местоположении, активируется при использовании географических координат: принимая во внимание разницу между моим местоположением и местом расположения определенной цифровой информации (которую я могу заложить вместе с содержанием), я могу установить местоположение информации относительно собственного местоположения. Если в устройстве, которое я использую, есть компас (для определения направления) и акселерометр (для определения того, как я держу и двигаю устройство), то у меня есть все необходимое для определения места, где я могу извлечь цифровую информацию и получить ее на экране. Координаты определяют дистанцию и общее относительное расположение, компас устанавливает, необходимо ли корректировать относительное расположение, а оценка показаний акселерометра позволяет определить дальнейшую корректировку в 3D (вверх, вниз, налево, направо, вперед, назад).
Дополненная реальность, базирующаяся на маркерах, использует специальные изображения (называемые маркерами), созданные в соответствии со специальными характеристиками, которые делают их легко узнаваемыми для простых быстрых компьютерных видеосистем. Существуют маркеры разных типов, например, самые распространенные, — амебообразной формы (такие, которые используются в стандартной конфигурации проекта Reactivision или строятся из квадратов, как в FLAR Tolkit). Все стратегии, используемые для создания маркеров, обеспечивают их легкое распознавание, определение их позиции и положения компьютерной видеосистемой.
(http://rwr.artisopensource.net/materials/introduction-to-rwr/the-augmentation-of-reality/augmented-reality-movies/spatial-narratives/)
Забор
«Если нам придется использовать силу, не сиди на заборе»
(If we have to resort to force, don’t sit on the fence).
Граффити. Май 1968, Париж
Линия горизонта
Традиционное ориентирование — а вместе с ним и современные концепции времени и пространства — основываются на стабильной линии: линии горизонта. Ее стабильность зависит от стабильности наблюдателя, который, как полагают, находится на земле, на берегу моря или в лодке, но можно представить, что он стоит на устойчивом основании, даже если на самом деле это не совсем так. Линия горизонта была чрезвычайно важным элементом в навигации. Она определяла предел общения и понимания. За горизонтом была только немота и тишина. Внутри него все может быть видимым. Но горизонт также может быть использован для определения собственного местоположения по отношению к окружающему ландшафту, для выбора направления движения. В начале, используя один или два пальца (большой палец и мизинец на вытянутой руке) или стрелу в вытянутой руке на виду, арабские мореплаватели определяли угол между горизонтом и Полярной звездой, чтобы получить координату широты. (…) Таким образом можно было хотя бы примерно определить собственное местоположение. (Hito Steyerl, In Free Fall: A Thought Experiment on Vertical Perspective. E-flux Joural #24)
Серийность
Минимализм избавляет искусство от антропоморфного и от репрезентационного не столько через антииллюзионистскую идеологию, сколько через серийную продукцию. Абстракция пытается устранить репрезентацию, сохранить ее в состоянии приостановки, в то время как повторение, (ре)продукция симулякра стремится подорвать репрезентацию, ослабить ее референциальную логику. В последующей истории художественных парадигм именно повторение — а не абстракция — может пониматься как отмена репрезентации или, по крайней мере, как наиболее эффективный ее подрыв. (Hal Foster, The Return of the Real: The Avant-Garde at the End of the Century, 1996. MIT Press, p. 63)