Проект ВЫБИРАЯ МАРШРУТ / DEFINING THE ROUTE



13. Колонна No2
/ The Column #2



Круглая скульптура

1. В зависимости от объемно-пластического решения скульптура подразделяется на круглую (свободно стоящую в пространстве и предусматривающую круговой обход) и рельеф, где изображение строится на плоскости. Поскольку круглая скульптура строится в реальном пространстве, то главным выразительном средством становится пластика, постановка фигуры, поза, движения, жесты. Особое значение приобретает характер силуэта, соотношение частей (пропорции) и объемов (архитектоника).
2. История современной (modern) скульптуры совпадает с развитием двух направлений мысли — феноменологии и структурной лингвистики, где смысл понимается в зависимости от пути, каким любая форма содержит латентно опыт своей противоположности: одновременность всегда содержит имплицитный опыт последовательности. Один из удивительных аспектов современной скульптуры состоит в том, как она воплощает все возрастающую осведомленность своего создателя о том, что скульптура — это медиум, чаще всего расположенный в месте соединения неподвижности и движения, между остановленным временем и протекающим временем. C этим напряжением, которое и определяет сами условия скульптуры, связана ее огромная выразительная сила. (Розалинд Краусс, Passages in modern sculpture, p. 5)
3. Серия фотографий, стремящаяся к изображению объекта со всех точек зрения, может пониматься как круглая скульптура.


Функциональность

«Форма отвечает функции» versus «форма отвечает прецеденту».
(Wikipedia)


Эктор

Экторно-сетевая теория (ANT), также известная как теория, или социология, перевода, возникла в середине 1980-х и связана в первую очередь с работами Бруно Латура, Мишеля Каллона и Джона Ло. ANT — концептуальная основа изучения коллективных социотехнических процессов, чьи представители уделили особое внимание науке и технологической деятельности. Унаследовав от Общества научно-технологических исследований (STS) интерес к растущей роли научного знания и инновационных моделей, продолжая их героические попытки, ANT утверждает, что наука фундаментально не отличается от других видов социальной деятельности. ANT не отдает предпочтений ни естественным (реализм), ни культурным (социальный конструктивизм) видам научной продукции, утверждая вместо этого, что наука является процессом гетерогенной инженерии, в которой социальное, техническое, концептуальное и текстуальное соединяются (или сопоставляются) и трансформируются (или преобразуются). Как и другие антиэссенциалистские движения, ANT не делает различий между наукой (знанием) и технологией (артефактом). Кроме того, сторонники ANT не разделяют общество и природу, истину и ложь, учреждения и строения, контекст и содержание, человеческое и нечеловеческое, микроуровень и макроуровень и даже знание и силу. Природа и общество, субъективность и структура, факт и вымысел — все это результат коллективной деятельности. ANT движется к относительной материальности, материальному ответвлению семиотики, которое предполагает, что все сущее приобретает значимость в отношении друг друга.
Обратимся подробнее к категории «нечеловеческое» (механизмы, животные, тексты и их гибриды). Сеть ANT задумана как смешение разнордных элементов, текстуальных, концептуальных, соцальных и технических экторов. Волевой эктор для ANT, называемый «актант», — любой представитель, коллективный или индивидуальный, который может быть связан или не связан с другими представителями. Актанты входят в сеть объединений, которая в свою очередь их определяет, называет, дает им содержание, деятельность, намерения и субъективность. Иными словами, актанты обоснованно считаются неопределяемыми, не имеющими априорной субстанции или сущности, и только через связывающую их сеть они могут обрести свою сущность/природу. Экторы представляют собой комбинацию символически инвестированных «вещей», идентичностей, отношений, надписей, сетей, способных к созданию сложных систем с другими сетями. (Actor Network Theory, http://www.sagepub.com/upm-data/5222_Ritzer__Entries_beginning_with_A__[1].pdf)


Эффект Кулешова

В 1910–20-х годах знаменитого российского кинорежиссера Льва Кулешова очень занимал вопрос о механизмах восприятия фильмов аудиторией. «Я чередовал один и тот же кадр (крупный план человека — актера Мозжухина) с различными другими кадрами (тарелкой супа, девушкой, детским гробиком и т.д.). В монтажной взаимосвязи эти кадры приобретали разный смысл. Переживания человека на экране становились различными». Кулешов выяснил, что аудитория интерпретирует лицо актера в зависимости от того, что соседствует с ним в кадре. Актер воспринимался голодным, печальным или романтически заинтригованным etc. Эффект Кулешова демонстрировал, что человек переносит свои собственные эмоции и предположения в то, что видит. «Монтаж — это не просто технический прием,  это определенный способ художественного мышления», — заключает Кулешов.