Проект ВЫБИРАЯ МАРШРУТ / DEFINING THE ROUTE



1. Балкон
/ The Balcony



Ветер

В Green Box (1934) Дюшан уделяет особое внимание техническим аспектам «ранней теории хаоса», впервые разработанной Анри Пуанкаре (умер в 1912 году). Пуанкаре утверждал, что системы случайностей, такие как погода или рулетка, чувствительны к незначительному, к начальным условиям. На них оказывают воздействие следующие факторы:
1) потоки воздуха
2) мышечный контроль (так, невозможно дважды крутануть колесо рулетки абсолютно одинаково) и
3) гравитация (Henri Poincare, The Foundations of Science, New York: The Science Press, 1921. См. главу «Случай»).
В заметках «Зеленого ящика» Дюшан обращается к трем вариантам начальных условий, о которых говорит Пуанкаре. Дюшан писал о своих трех экспериментах в области случая:
Ветер — для Draft Pistons
Мастерство — для отверстий (имеется в виду произведение Nine Shots)
Вес — для Standard Stoppages


Вход в пустоту

«Вход в пустоту» (оригинальное название Enter the Void) — фильм режиссера Гаспара Ноэ, снятый в 2009 году. Оскар и его сестра Линда — приезжие, новые обитатели Токио. Пока Оскар приторговывает наркотиками, Линда танцует стриптиз в ночном клубе. Однажды во время полицейской облавы на местный бар Оскар получает пулю и, пока он умирает, его душа, верная обещанию никогда не оставлять свою сестру, отказывается покидать мир живых. Беспокойный дух Оскара скитается по городу, между жизнью и смертью. Прошлое, настоящее, будущее переплетаются в галлюциногенном водовороте.

С самого начала фильма зритель смотрит на мир глазами главного героя. Когда Оскар моргает — картинка пропадает. Его мысли мы слышим как его голос за кадром.
Маленькая тесная токийская квартира. Балкон с видом на оживленную улицу. Яркая вывеска «ВХОД» через дорогу. Оскар зовет Линду и, указывая на летящий в небе самолет, говорит, что хотел бы посмотреть на Токио с такой высоты. Она отвечает, что ей было бы страшно. На вопрос «чего ты боишься?» Линда отвечает: «Смерти, наверное. Падения в пустоту».
После смерти Оскара камера покидает главного героя и с этого момента как бы парит надо всем происходящим. Она показывает 4 основных сюжета, перемешанных во времени:
1. Глубокое прошлое Оскара и Линды, когда они были детьми.
2. Жизнь Оскара в Токио до приезда его сестры, ее приезд и их жизнь в Токио.
3. Настоящее время. Камера как душа Оскара перемещается из одного места в другое, показывая, что проходит с его телом, его сестрой и его друзьями.
4. Компьютерные эффекты, демонстрирующие загробные видения души Оскара.
(…)
В конце фильма Линда встречается с другом Оскара Алексом; они приезжают в гостиницу под названием LOVE . Душа Оскара наблюдает сверху за любовной сценой. …привлеченная светом, исходящим от Линды с Алексом, душа Оскара входит ей в живот, и мы наблюдаем процесс секса изнутри её влагалища. … Яйцеклетка крупным планом. Вокруг сперматозоиды. Один пролезает внутрь, и душа Оскара соединяется с ним. Мы наблюдаем или новое рождение Оскара, которое ему подарила собственная сестра, или очередной флешбэк, видение предыдущего рождения. (Википедия)

Снятый почти полностью с точки зрения нематериальной субстанции и, судя по всему, с помощью нематериальной же техники, первый за восемь лет полнометражный фильм француза Ноэ неизбежно слегка размазывает по креслу даже тренированного зрителя — просто по совокупности использованных в нем средств воздействия на рецепторную систему. Два с половиной часа собраны из дюжины с чем-то цельных планов, в ходе которых камера легко может выбраться из лампочки, взмыть за облака, потом вернуться обратно и влезть кому-нибудь между ног. Сюжет, пропущенный через призму рассыпающегося на части сознания, ходит по раз за разом сужающемуся кругу.
…Любимый метод Ноэ — определять базовые понятия через их противоположности (любовь через ненависть, счастье через тотальный кошмар, жизнь через смерть) — дает тут фундаментальный результат. (Роман Волобуев, «Афиша»)


Визуализация знания

Объекты нашего окружения могут быть внешними носителями нашей памяти, в которые вложены как чувственные, так и дискурсивные знания. Даже увиденные нами впервые, они могут ассоциативно активировать нашу память. Визуализация знания предполагает возможность его передачи и получения. Об этом можно говорить в терминах Сарата Махарджа — «мышление через визуальное», имея в виду оба значения этой фразы: «не только о мыслях, выражаемых посредством “густой материи” визуального; но и о расшифровывании мышления, разъятии его на компоненты, о выявлении его функционирования». Такое знание не определяется единой методологией. «Наука — это множественность практик, где каждая разрабатывает свою эпистемологию, каждая подразумевает свой принцип знания, истину и метод». Это напоминает «состояние игры в артистической практике и художественных исследованиях, которое предполагает многочисленные попытки самоформирования, автономные расследования, разнообразие способов видеть-думать-знать. Это многообразие не поддается общему методологическому обоснованию».
Махардж приводит два примера. Марсель Дюшан потратил годы на изобретение языка «с собственными правилами, антиправилами и критериями, со своими каламбурами, случайностями и “неправильностями”» для своей работы «Большое стекло». Дюшан отмечал, что полученный метод «возможно, применим только к отдельным работам», таким как его «Большое стекло». С концептуальным методом Дюшана контрастирует другой пример Махараджа (на этот раз из ретинальной области): «взгляд Дэвида Хокни на режимы видения в его проекте «Секретное знание» (1990), который выглядит буквальным «исследованием художественными средствами». Проект изучал влияние оптической техники на живопись, начиная с эпохи Возрождения. Дэвид Хокни исследовал «ретинально-оптические схемы и их структурные принципы, а также то, как они модифицируются под воздействием эксцентричного взгляда художника или от его прикосновения». Возможность «отражать, упорядочивать и репрезентировать опыт восприятия по ту сторону методологической формулы постоянно совершенствуется с помощью работы художников и посредством воплощенного знания».
(Sarat Maharaj, Know-how and No-how: Stopgap Notes on “Method” in Visual Art as Knowledge Production)


Диаграмма связей/Mind Map

Диаграмма связей, известная также как интеллект-карта, карта мыслей (англ. Mind Map) или ассоциативная карта, — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи. Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления», относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект (радиант — точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например метеоров одного потока). Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет диаграмме связей неограниченно расти и дополняться. Диаграммы связей используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей.
Иногда в русских переводах термин может переводиться как «карты мыслей», «интеллект-карты», «карты памяти», «ментальные карты», «ассоциативные карты», «ассоциативные диаграммы» или «схемы мышления».
(Википедия)