Проект ВЫБИРАЯ МАРШРУТ / DEFINING THE ROUTE



30. Фонарь
/ The Lantern



Выставляя выставку (Exhibiting exhibition)

1. "Они выставляют не произведения искусства, а саму выставку" (Даниэль Бюрен)

2. "Один из первых примеров кураторства относится к 1926 году, когда Эль Лисиц иский создал "Пространство для конструктивного искусства" на Международной художественной выставке в Дрездене. Это был один из первых случаев "выставления выставки". В экспозиции присутствовали интерактивные элементы, многие работы были site specific, они были направлены на то, чтобы зритель выбрал свой собственный маршрут по выставке. Панели, необычно выкрашенные в черный, заставляли пространство менять цвет во время движения зрителя. Здесь были также подвижные панели, которые могли раскрываться и закрываться, открывая и скрывая произведения". (Henry Jackson Newcomb, The Roles of The Artist & Curator, In Relation To The Exhibiting of Art)
(http://jessesimmons.wikispaces.com/file/view/The+Roles+of+The+Artist+%26+Curator,+In+Relation+To+The+Exhibiting+of+Art.+.pdf)

3. Лисицкий вспоминал: "1926 год: начало моих самых важных художественных проектов - создание выставок. В этом году комитет Международных выставок в Дрездене предложил мне создать комнату абстрактного искусства". (http://www.worldcat.org/wcpa/servlet/DCARead?standardNo=0262692724&standardNoType=1&excerpt=true)

4. Революцию в оформлении выставочного пространства Лисицкий совершает, оформив абстрактный кабинет. Если комната проунов была самостоятельным произведением искусства, то кабинет служил выставочным залом для работ современных художников, скульпторов и дизайнеров - Пита Мондриана, Владимира Татлина и других. Сложное решение плоскостей стен по принципам авангардистской живописи связало содержание экспозиции и ее форму. Лисицкий уменьшает количество арт-объектов, одновременно воспринимаемых зрителем, чтобы привлечь внимание к каждому из них в отдельности. Автор включает экспозицию во взаимодействие со зрителем, используя простые приемы декорации: деревянные рейки, покрашенные в черный и белый, ... текстильные ширмы, отделяющие этот зал от других; движущиеся планшеты, придающие выставке динамику. (http://artandyou.ru/category/history/post/lisitskyi-avantgard)

5. Ставший в 1922 году директором Landesmuseum'а в Ганновере, Александр Дорнер решил придать экспозиции современный, инсталляционный характер. План реконструкции предусматривал создание так называемых "атмосферных комнат", которые должны были передать "дух эпохи" и погрузить в нее посетителя. ... Одним из последних этапов этой линейной истории эпох должен был стать "Абстрактный кабинет" Лисицкого, созданный в 1927-1928 годах. Лисицкий заявляет о стремлении покончить с традиционным опытом пребывания зрителя на выставке: "Если в раньше ... [посетитель], убаюканный живописью, пребывал в определенной пассивности, то теперь наш дизайн должен сделать человека активным. Это цель моей комнаты". Для достижения этой цели автор облицовывает серые стены металлическими планками (в Дрездене они были сделаны из дерева), которые были белыми с одной стороны и черными с другой. Благодаря этому стены мерцали и изменяли цвет в спектре от белого до серого и черного, когда посетитель перемещался в пространстве комнаты. Лисицкий разработал специальные "скользящие" рамы на четыре работы, так что произведения можно было рассматривать попарно. В одном из углов помещался прямоугольный постамент для скульптуры, окрашенный в черный и красный цвет. Рядом с этой прямоугольной структурой, у стены возле окна, размещались столы-витрины с четырехсторонними барабанами, а рядом на стене под окном были столы-витрины, содержащие четырехсторонние "барабаны", которые зритель мог поворачивать. Лисицкий хотел установить систему "электрического освещения периодически меняющего свой цвет для достижения бело-серо-черного эффекта, но, к сожалению, в новом выставочном комплексе не было электропроводки".
(http://www.worldcat.org/wcpa/servlet/DCARead?standardNo=0262692724&standardNoType=1&excerpt=true)


Доска информации (Pinboard)

1. Доска, покрытая пробкой и закрепленная на стене таким образом, чтобы записи и изображения могли быть прикреплены к ней для демонстрации.

2. Фрагмент чата "Доска информации в полицейских сериалах":

-- Есть ли название у этого процесса, который мы наблюдаем в полицейских сериалах? Страж порядка расследует преступление. Он берет существующие сведения, такие как фотографии, бумажные документы, и прикалывает их к стене или пробковой доске. Связи между отдельными объектами соответствуют связям между различными сведениями. Как называется этот процесс или техника расследования?

- Я не знаю, используется ли эта практика в реальной жизни или это фигура, используемая с художественной целью в кинематографе.

- Похоже на квалитативный анализ информации.

- Что-то вроде анализа социальной сети? Это первое, что приходит в голову, но обычно относится к связям между людьми.

- Существуют также диаграмма связей (известная также как интеллект-карта, карта мыслей (англ. Mind map) или ассоциативная карта) или организационные схемы, которые показывают структуру организации.

- Я видел это по телевидению и в фильмах, я смотрю много про полицейских.

- Я ничего не знаю об этом с академической точки зрения, для меня это все просто телепродукция. Известно, что дизайнеры такой телепродукции отчаянно пытаются придать визуальное выражение пачкам фотографий и вырезок из газет.

- Я бы подумал о ER-модели (Модель "сущность-связь" (англ. entity-relationship model, ERM) - модель данных, позволяющая описывать концептуальные схемы предметной области.

- Используют ли эту систему настоящие полицейские?

- В криминальных сериалах это обычно делается с двумя целями. Во-первых, это позволяет ввести визуальные объекты в сцены, состоящие в основном из диалогов. Во-вторых, это позволяет зрителю сфокусироваться на определенных деталях - например, "жертва была в дизайнерской обуви".

- Я не уверен, что полиция этим пользуется.

- Я не знаю, насколько это принято вне телевидения и кинематографа. Мой муж - полицейский в небольшом отделении, и в нашем городе почти нет крупных преступлений. Так что это не тот метод расследования, который близок нашим полицейским.

- Техники графической организации часто используются в залах суда, особенно на судах присяжных, где важно передать информацию так, чтобы она легко воспринималась и запоминалась.

- Вспомогательная диаграмма связей. Анализ социальной сети - это один из вариантов, но в основном диаграммные техники - это то, что используется во время коллективного обсуждения проблемы на доске с изображением узлов и связей.

- С помощью диаграммы связей исследователь фиксирует ассоциации между людьми (часто включающие места, события и факты).

- Я не отвечаю за всю планету, но нью-йоркские детективы такого не делают. Это может быть формой концептуальной карты для полицейских, хотя на ТВ семантические связи между объектами обычно не определены, а задаются экспозицией.

(http://ask.metafilter.com/175282/Does-this-investigative-process-have-a-name)


Монтаж

1. Соединение образов путем монтажа - уникальная техника в кинематографе (а теперь и в видео). В 1920-е годы передовые русские режисссеры и теоретики кино Сергей Эйзенштейн и Дзига Вертов продемонстрировали технический, эстетический и идеологический потенциал монтажа. Эйзенштейн верил, что киномонтаж может создавать новые смыслы и превосходить по силе восприятие отдельных образов. Два или более кадра, смонтированные вместе, создают tertium quid (третью вещь), которая делает целое значительнее суммы его частей.
Один из лучших примеров монтажа в творчестве Эйзенштейна - "Потемкинская лестница" в фильме 1925 года "Броненосец "Потемкин". Монтаж самым простым способом позволяет Эйзенштейну манипулировать восприятием времени, растягивая бегство толпы вниз по ступеням лестницы на 7 минут, то есть делая его в несколько раз длиннее, чем в реальном времени.
Два образных ряда, завершающих отрывок, иллюстрируют значение термина tertium quid (третья вещь) и идеологический потенциал монтажа. Сначала стремительный монтаж трех херувимов, которые, кажется, заставляют маленького ангела уклониться от удара. Затем три кадра с каменными львами, быстро показанные один за одним, олицетворяют пробуждающуюся воинственность. В "Потемкине" оба варианта монтажа представляют собой призыв к людям восстать против угнетения.
(См. Montage theory: Eisenstein, Vertov, & Hitchcock.
http://faculty.cua.edu/johnsong/hitchcock/pages/montage/montage-1.html)

2. Ты можешь делать все, что хочешь, с помощью монтажа. Кино - это просто куски пленки, соединенные вместе таким образом, чтобы создавать идеи и эмоции.
(Альфред Хичкок, Interview with Charles Thomas Samuels, 1972)

Для меня кино - это по существу эмоции... рождающиеся в сознании аудитории не через произносимые слова, но через визуальное. Это визуальный медиум. И монтаж - главная вещь. Все делание кино - это чистый монтаж.
(Альфред Хичкок, Interview with Arthur Knight, 1973)